Информационная культура личности


Социальные последствия ИКТ: некоторые примеры


Одним из последних наблюдений является то, что исследования ИКТ в повседневной жизни и IFAP имеют общий интерес к социальным последствиям внедрения ИКТ. Например, одним из общих вопросов, интересующих исследователей интернета, является вопрос информационного неравенства (Katz и Rice, 2002; Wellman и Haythornthwaite, 2002; Haddon, 2004). Таким образом, существует ряд исследований, в которых производятся попытки измерить это неравенство, выходя за рамки начальных измерений доступа к сети, чтобы поинтересоваться, как мы измеряем использование интернета и качество опыта, полученного в сети (обзор выполнен Haddon, 2004). Помимо этого, существуют вопросы относительно того, что означает неравенство на практике, в качестве опыта. Когда оно сопряжено с большими или меньшими проблемами? Когда неодинаковый доступ к различным типам информации является важным и в каком смысле? Каким образом это создает неудобства и каковы ощущения заинтересованных людей?

Помимо информационного неравенства, существуют вопросы относительно последствий в других областях общественной жизни. Например, каковы последствия использования ИКТ для отношений между родителями и детьми? Осложняют ли ИКТ, такие как интернет и мобильный телефон, задачу родителей по контролю за детьми, поскольку наблюдение за детьми затрудняется? Или это различными путями дает детям больше возможностей, облегчая им личную жизнь и достижение независимости (Bovill и Livingstone, 2001; Ling, 2004; Haddon, 2004). Другой областью интересов является влияние использования ИКТ на то, как люди распределяют свое время. Например, позволяют ли ИКТ сделать больше или увеличивают чувство нехватки времени, поскольку мы стараемся выполнить большее число вещей? (Haddon, 2004). Откуда берется время, которое мы сейчас проводим в сети или в разговорах по мобильному телефону? Теряем ли мы что-нибудь, заполняя наше время использованием ИКТ, если не остается времени на размышление? Наконец, каковы последствия использования ИКТ для наших взаимоотношений с социальными сообществами? Поскольку возможность наших коммуникаций расширилась за счет мобильных телефонов, текстовых и мгновенных сообщений, электронной почты и т.д., изменился ли круг тех, с кем мы общаемся? Например, приводит ли это нас к тому, чтобы взаимодействовать с удаленными лицами в большей степени, чем с теми, кто нас окружает (Ling, 2004).



Содержание раздела