Пользовательские интерфейсы нового поколения

Будущее


Что же ждет нас в будущем? Прежде всего, в соответствии с законом Мура и учитывая непрерывный прогресс в технологии панельных дисплеев и проекторов, можно ожидать появления чрезвычайно мощных и универсальных (ubiquitous) компьютеров [7]. Примеры включают переносимые компьютеры [6], PDA, сверхминиатюрные или очень большие "проекционные" дисплейные устройства, а также легкие и доставляющие минимум неудобств шлемы-дисплеи для виртуальной и расширенной (augmented) реальности. Погружаясь в расширенную реальность, пользователь может видеть сгенерированную компьютером информацию, наложенную на образы реального мира через оптическое или видео-смешивание (слияние - merging), что обеспечивает, к примеру, встроенные аннотации или восприятие в рентгеновских лучах.

Разрешающая способность дисплеев, несомненно, увеличится по сравнению с теперешними, явно неадекватными 70-100 dpi (точек на дюйм), и процесс чтения в интерактивном режиме станет менее утомительным и более приятным. В конечном итоге мы будем иметь то, в чем сейчас так нуждаемся: доставляющие минимум неудобств высокоточные сенсоры с хорошим пространственным и временным разрешением для отслеживания положения головы, тела и глаз. Они сделают возможным быстрое и корректное распознавание жестов и, возможно, даже не вызывающую никаких неудобств биологическую обратную связь (biofeedback), что особенно важно для пользователей с физическими недостатками. Распознавание голоса на основе понимания (ограниченного) естественного языка станет доминирующей формой взаимодействия человека с компьютером. Тактильные (haptic) дисплеи позволят развить нашу способность воспринимать сгенерированную компьютером информацию. Радж Редди (Raj Reddy) из CMU (Carnegi Mellon University) дал описание интерфейсов SILK, которые будут поддерживать понимание речи, образов и языка на основе баз знаний [4]. Вычислительная мощь станет такой, что сможет обеспечивать возможность управления большим количеством непрерывной информации, поступающей одновременно от многих каналов ввода параллельно с симулированием поведения автономных реактивных объектов в реальном времени.

Наконец, мы узнаем, как комбинировать лучшие средства пользовательского взаимодействия через WIMP- и post-WIMP-интерфейсы с косвенным управлением, обеспечиваемым сертифицированными и заслуживающими доверия агентами, которые могут предугадывать потребности пользователя и работать на него в автономном режиме - вместе с другими агентами, распределенными по сети. Нет нужды доказывать, что такая агентская технология должна базироваться на мощных (еще не существующих!) базах знаний. Эта комбинация в конечном итоге позволит нам приблизиться к идеальной ситуации, в которой взаимодействие пользователя с компьютером будет столь же естественным, как общение между людьми.



Содержание раздела