Информационные технологии для пользователей библиотеки

Электронные библиотеки художественной литературы


Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru

Самая известная в Рунете электронная www-библиотека, открыта в 1994.Читатели ежедневно пополняют ее. В библиотеке есть проза, переводы, поэзия, фантастика, детективы, история, старинная литература, детская, приключения, научная, компьютерная литература, учебники, и литература, специально для библиотекаря.

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru/

Целью Русской виртуальной библиотеки (РВБ) является электронная публикация классических и современных произведений русской литературы по авторитетным источникам с приложением необходимого справочно-комментаторского

аппарата.

Основное отличие РВБ от существующих электронных библиотек заключается в глобальном охвате материала и

установке на высокие филологические

и технологические стандарты публикаций.

За основу публикации берутся издания, содержащие авторитетный текст произведения и профессиональный справочный аппарат (имеются в виду академические, научные издания и/или издания академического типа).

Открытая русская электронная библиотека

Проект OREL - Открытая Русская Электронная Библиотека является проектом создаваемой Электронной библиотеки РГБ. Основная цель проекта - раскрыть богатство бесценных фондов самой большой библиотеки России - Российской Государственной Библиотеки

         http://orel.rsl.гu/



Образовательные проекты в Интернете

Наиболее информативным и содержательным является сайт ГосНИИ информационных технологий и коммуникаций (Центр Информика), охватывающий сведения о Министерстве образования России.

http://www.informika.ru

На нем размещены ресурсы, определяющие образовательную политику страны, в том числе справочники и базы данных.

Союз образовательных сайтов – ведущий раздел проекта http://www.allbest.ru

В основу его создания была положена идея объединения образовательных, научных и информационных ресурсов в союз, который будет способствовать их развитию. Сайт содержит каталог образовательных ресурсов, коллекцию обучающих программ, материалы по аттестации учителя, директора и др.


Мир образования: http://eduworld.ru

Сайты библиотек и информационных учреждений, библиографирующих образовательные ресурсы:

Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского:

http://www.gnpbu.ru (рассмотрим сайт более подробно).



На web-сайте ГНПБ им. К. Д. Ушинского представлен аннотированный каталог “Образовательные ресурсы Интернет”. На данный момент в каталоге представлено более 400 ссылок. Каталог отражает, информационно, насыщенные сайты по образованию, которые содержат в себе огромное количество публикаций по всем разделам, представленным на странице. (В скобках указано количество ссылок на сайты данной тематики).

Полнотекстовая электронная библиотека физико-математической литературы (docent.ru), созданная Дистанционным обучающим центром БГПУ. В этой библиотеке собрана большая подборка отсканированных книг в DjVu-формате по математике и физике. Многие из этих книг давно не переиздавались и пользоваться ими в бумажном варианте большинству студентов уже невозможно. Некоторые издания, выставленные в docent.ru  взяты из Интернета. В настоящее время в электронной библиотеке физико-математической литературы представлено более 700 изданий, и она продолжает пополняться. Коллекция выставлена на сервере БГПУ.

http://docent.uni-altai.ru

Что стоит за задачей использования ресурсов электронных библиотек? Необходимо подчеркнуть роль библиотекаря как посредника между поставщиком и пользователем информации. Библиотекарь для электронной библиотеки не менее значим, чем для традиционной библиотеки, весь процесс функционирования электронной библиотеки опирается на его знания. Иначе это – просто телекоммуникационный узел.

Часть 7. Современное состояние и

перспективы электронного издания


Сегодня под электронными изданиями и ресурсами понимают информационные продукты, для воспроизведения которых нужен компьютер. Изданиями, как правило, называют продукты, размещаемые на отчуждаемых материальных носителях: дискетах, оптических компакт-дисках (CD-ROM, DVD).


Их, как книгу, можно подержать в руках, для распространения этой продукции необходимо физическое тиражирование. Дискеты потихоньку уходят в прошлое – для нынешних задач маловат объем хранимой информации (1,4 Mбайт). Их вытесняют оптические компакт-диски CD-ROM (700 Мбайт) и DVD (от 3 до 9 Гбайт и эта цифра постоянно растет). Легко подсчитать: на одном CD-ROM можно разместить информацию с 500 дискет, а DVD заменяет от 5 до 13 СD-ROM

Термин “ресурсы” стали широко применять в телекоммуникациях, добавляя определение “информационные”. Действительно, компьютеры, объединенные в сеть, легко обмениваются различной информацией. Физически она хранится в памяти компьютера (накопитель на жестком магнитном диске, в просторечии - ”винчестер ”) и может быть направлена для воспроизведения (визуализации) на экран, как данного компьютера, так и любого другого, подключенного к сети. Здесь “подержать в руках” информационный ресурс не удается, разве что разобрать компьютер и вынуть “винчестер”. Правда, и это даст достаточно мало, ведь мы можем видеть ресурс, “прописанный” на другом компьютере, а до него не добраться – в глобальной сети эта машина может быть расположена, например, в Австралии. Таким образом, электронные информационные ресурсы не тиражируются на фабрике, они попросту передаются по запросу с одного компьютера на другой. Запрашивающая машина получает копию первоисточника, которую, чаще всего, после использования уничтожает.

Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера все время набора и верстки, т.е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер, так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать “электронным изданием”.



Однако для того, чтобы электронная книга, журнал или газета действительно могли соперничать со своими печатными аналогами, необходимы средства их распространения, доведения до читателя. В конце XX века эти средства фактически стали массовыми, т.е. получили самое широкое распространение. Периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, в частности, по глобальной сети Интернет. Информационной средой для распространения книг стали и остаются последние пятнадцать лет компакт-диски.

Итак, вначале электронные издания существовали как аналог печатных, но на невещественном носителе. Естественно, что для чтения электронных изданий, распространяемых по сетям, требовался персональный компьютер. Если же электронное издание было подготовлено на компакт-диске, то дополнительно требовался дисковод для чтения компакт-диска. Таким образом, издание на невещественном носителе или электронное издание не может быть прочитано непосредственно - нужно специальное дополнительное оборудование, чтобы сделать такое издание видимым для человеческого зрения или обеспечить его визуализацию.

Далее понятие “электронные издания” стало включать в себя тексты книг, журналов и газет, распространяемые в любом текстовом или ином формате, например в гипертекстовом (HTML) или одном из сжатых форматов (ZIP, ARJ, RAR, WINZIP и пр.). В последнее десятилетие XX века в составе электронных изданий стали применяться еще и мультимедийные компоненты, под которыми подразумеваются цифровые звуковые или видеофрагменты, а также анимационные вставки в основную часть издания. В результате электронные издания стали средством комплексного информационного воздействия на человека, сравнимого с радио, кино и телевидением, а в чем-то даже превосходящем эти важные средства массовой коммуникации.

Принципиальным отличием печатных от электронных изданий является возможность интерактивной реализации последних, при которой пользователь (читатель) может не только перемещаться по встроенным в текст гиперссылкам, но и активно вмешиваться в ход событий, моделировать процессы, в том числе производственные.



В настоящее время в сети Интернет существует значительное количество сайтов, представляющих собой, по существу, электронные издания, т.е. аналоги книг или брошюр, но только в электронном сетевом представлении. Размер этой страницы достаточно велик, так как содержит перечень в несколько десятков библиотек с указанием тематики изданий, представленных в данной библиотеке, и особенностей поиска и извлечения информации из каталога каждой библиотеки. Если подвести указатель мыши к названию библиотеки, то он приобретет форму указателя (кисть руки с вытянутым указательным пальцем). Таким образом, название служит указателем перехода к другой странице, на которой организован поиск издания в соответствующей библиотеке. Для осуществления перехода следует щелкнуть левой кнопкой мыши по этому указателю перехода.

В описании каталога Государственной публичной научно-технической библиотеки есть ссылка на сводный каталог по научно-технической литературе, который также служит указателем перехода. Щелкнув мышью по соответствующему фрагменту текста, мы переместимся на страницы этого сводного каталога. Таким образом, с помощью электронных страниц и гиперссылок в сети Интернет создан мощный электронный справочник, заменяющий много толстых книг, содержащих соответствующие библиотечные каталоги. Причем поиск в этом справочнике производит не человек, а специальная поисковая система, которая работает во много тысяч раз быстрее и эффективней любого из нас.

Большинство электронных материалов, циркулирующих в сети Интернет, оформлены в HTML-формате. Формат достаточно компактен и, наряду с текстом, позволяет включать в издание иллюстрации и мультимедийные фрагменты.

Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.

Интеграция полиграфической продукции с электронными документами приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние рукописи.


Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов.

Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения, и далее, в сфере среднего и высшего образования. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи.

Отечественные издательства в большинстве своем успешно адаптировались к современным медиа-технологиям. Самые передовые из них те, которые занимаются выпуском литературы по компьютерным и сетевым технологиям. Практически все они используют глобальную сеть для маркетинга и распространения литературы. Наряду с печатными выпускают издания на компакт-дисках, причем нередки интегрированные издания, в печатную книгу вкладывается сопутствующий компакт-диск, содержащий программный и иллюстрационный материал, дополняющий и развивающий те положения, которые содержатся в той части, тиражируемой печатным способом.

В дальнейшем широкое распространение мультимедиа-технологий и неудержимое развитие электронной коммерции наложит жесткие ограничения на конкурентоспособность и даже выживаемость предприятий отрасли печати, ориентированных на широкий спрос. Преимущества в реализации даже самой высококачественной продукции получат те, кто быстрее и эффективней освоил электронные способы коммерции и обслуживания. Фирмы, не имеющие собственной аппаратной и программной базы мультимедиа-технологий, будут испытывать трудности с получением заказов, и их продукция будет подвергаться опасности устареть раньше, чем дойдет до потребителя.Причем это невозможно компенсировать в рамках собственно процесса подготовки и выпуска продукции. Таким образом, сетевые электронные издания имеют несомненные преимущества по части распространения перед любыми печатными изданиями.

Производство, как электронных изданий, так и печатной продукции все более интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Одновременно, в пределах той же медиа - индустрии происходит процесс интеграции печатных и электронных изданий.


Содержание раздела